Mercedes-Benz GL 450 CDI, Range Rover 4.4 TDV8, Toyota Land Cruiser V8 D-4D

Они относятся к вымирающему виду, эти огромные SUV с V-образными дизельными "восьмерками". Но обновленная модель Land Rover привнесла в маргинальную, но привлекательную группу свежую струю, да еще какую! Ведь под капотом Range Rover 4.4 TDV8 трудится дизель, развивающий внушительные 313 л. с. и 700 Нм. Хватит ли этого благородному "британцу", чтобы побить 306 сильный Mercedes GL 450 CDI и Toyota Land Cruiser V8 D-4D с 286 л. с.?
Кузов
Объединяет три больших внедорожника один девиз: "Размер имеет значение!". Самый длинный из них, Mercedes, вытянулся на 5,1 м. Самый компактный - Land Cruiser, но и его длина составляет 4,95 м. Разумеется, в каждом есть по-царски просторный салон и бездонный багажный отсек. Range Rover просторнее соперников спереди, но сзади проигрывает конкурентам. Помимо серийного третьего ряда сидений Mercedes и Toyota предоставляют и на 100 л больший грузовой объем. Правда, чтобы им воспользоваться, в Land Cruiser оба сиденья третьего ряда придется демонтировать, тогда как в Mercedes достаточно нажать кнопку, чтобы сиденья третьего ряда скрылись в полу. Однако на случай прокола вместо полноценного запасного колеса в GL лишь компрессор и герметик для шин.
Благородные материалы и отделка поверхностей - фирменный знак британского качества. Затянутая в кожу панель приборов воспринимается как нечто само собой разумеющееся, но за отделку тончайшей кожей крыши и боковых стоек придется доплатить 4300 евро. Для полного триумфа элегантности остается заказать покрытие кузова эмалью с эффектом "хамелеон" за 21 940 евро. Впрочем, и без этой роскоши британец смотрится изысканно. Mercedes выглядит в традициях марки - серьезным и рассудительным, а "японец" в смысле утонченной роскоши немного отстает от конкурентов.
Ездовой комфорт
Если вспомнить про размер колес (самый скромный 255/55 R19 у Range Rover) и про массу автомобилей (от 2639 кг), а также про разрешенную нагрузку, доходящую до 611 кг (оба последних параметра принадлежат Mercedes), демпфирующая способность подвесок производит сильное впечатление. В Range Rover и Mercedes подвески пневматические, с адаптивными характеристиками для большего комфорта, тогда как на рамной Toyota стоит гидропневматика. При этом подвеска "японца" то слишком ватная, то слишком жесткая - похоже, золотую середину в трехступенчатой системе настройки демпфирования найти так и не удалось.
После нескольких этапов теста низкочастотный шум этих мастодонтов уже действовал на нервы. Причем ухо воспринимает звук иначе, чем измерительная аппаратура: самый громкий Range Rover в действительности звучит очень ненавязчиво, а тихий, но назойливый шум Land Cruiser со временем утомляет.
Двигатель и трансмиссия
"Длинные" передаточные числа Range Rover проявились в полной мере: при скорости 200 км/ч двигатель V8 выдает всего 2600 об/мин. Но не надо бояться, что TDV8 страдает замедленной реакцией. Напротив, дизельный битурбо удивительно зло реагирует на "газ", весело бросая автомобиль вперед и отнюдь не боясь высоких оборотов. Впрочем, он в них не слишком-то нуждается, поскольку колоссальный крутящий момент 700 Нм присутствует уже с 1500 об/мин и остается таковым вплоть до 3000. Даже силачу GL 450 CDI, который до недавних пор был вне конкуренции, теперь непросто сравниться с "британцем". Хотя "немец" также развивает максимальный момент 700 Нм, его "полка" начинается с 2000 об/мин, а после 2600 об/мин кривая снова устремляется вниз. Кроме того, 4 литровый V8 на GL боится высоких оборотов и 7 диапазонному "автомату" требуется чуть больше времени, чтобы перебрать свои шестеренки, чем великолепно настроенному 8 диапазонному агрегату ZF на Range Rover, который к тому же может похвастать и низким расходом топлива. Если отказаться от прохватов "газ в пол" и поддерживать крейсерскую скорость около 160 км/ч, можно уложиться в 10 л на "сотню". Невероятно!
А вот Land Cruiser - самый прожорливый из трех соперников. Свой вклад в "булимию" вносят большая снаряженная масса и 6 диапазонный "автомат". И хотя 4,5 литровая V-образная "восьмерка" выдает почти такую же мощность, как и оба конкурента, а максимум момента - 650 Нм - приходится на диапазон от 1600 до 2800 об/мин, дизель с системой непосредственного впрыска топлива весьма неохотно откликается на нажатие педали "газа" и "вянет" на высоких оборотах. Кроме того, часть мощности съедают гидравлические потери в гидромеханической трансмиссии. Но, несмотря на это, Toyota справится и с 3,5 тонным прицепом. Кстати, все три внедорожника располагают серьезным оружием - понижающей передачей в раздаточной коробке, которая позволяет им без страха брать крутые подъемы и месить грязь.
Динамика
Только вдали от наезженных дорог внедорожные монстры демонстрируют, на что они на самом деле способны. Благодаря постоянному полному приводу, контролю тяги, блокировке дифференциала и большим ходам подвесок, препятствующим диагональному вывешиванию колес, для них нет (или почти нет) преград. А такие "фишки", как Terrain Response на Range Rover (пять предустановленных программ контроля тяги) или Crawl Сontrol (автоматическое выдерживание заданной малой скорости) на Toyota, дополняют их врожденные таланты.
Обратная сторона медали - плохая переносимость поперечных ускорений. В поворотах колоссы проявляют явную склонность к опрокидыванию. Mercedes GL по своим повадкам еще может сравниться с большим лимузином и при должном мастерстве водителя способен показать весьма достойное поведение в поворотах. Но Toyota и главным образом Range Rover в быстрых "шиканах" демонстрируют сильные боковые крены. Чтобы снизить опасность опрокидывания, которая может возникнуть из-за резкой смены направления движения, на обоих автомобилях ESP заботливо контролирует ситуацию и, соответственно, душит всякую динамику. "Японец" при этом ведет себя нервно из-за грубоватого вмешательства "электронного ошейника". И посредственный результат "британца" на слаломной трассе связан именно с тем, что он просто не может быстро проходить повороты.
Огромная масса трех SUV сказывается на длине тормозного пути. "Обутый" в дорожные шины GL останавливается почти на 2 м раньше, чем его "коллеги" на внедорожных покрышках. При этом тормоза Toyota при нагреве демонстрируют некоторое ухудшение тормозных свойств.
Полный привод, большой вес и 3 метровая база предполагают, что эти автомобили без труда смогут выдерживать заданный курс. Но Land Cruiser это удается лишь отчасти. Его серворуль в центральном положении "пустоват", что вынуждает на гладком автобане постоянно мягко подруливать, и ширина шин съедает все преимущество активного управления. Не помогает рулевое управление с переменным передаточным числом и при развороте - для этого полноприводному "сумоисту" нужен круг диаметром более 13 м!
Рулевое управление GL носит отдельное имя - Steer Control. Оно помогает водителю, выбирая нужную степень реакции на рулевом колесе. Радует, что электроника вмешивается в дело весьма деликатно. У Range Rover ничего подобного нет, его управление устроено просто и работает лучше всего: оно точное, с хорошей обратной связью и очень чувствительное.
Итог
Mercedes-Benz GL 450 CDI - воплощенная гармония без явных слабостей. Это просторный, комфортабельный и весьма динамичный автомобиль. Суровое обаяние несокрушимости, которое исходит от Toyota Land Cruiser V8 D-4D, этого роскошного гиганта из Страны восходящего солнца, не позволяет загнать его в рамки существующих схем и оценок. За настройку ходовой части Range Rover 4.4 TDV8, призванную обеспечить комфорт и проходимость на бездорожье, приходится расплачиваться худшей динамикой. Но специально сконструированная для этого автомобиля V-образная "восьмерка" и автоматическая 8 диапазонная коробка передач - настоящий шедевр в каждом проявлении, будь то звук, плавность работы, приемистость, тяга, отдача или расход топлива.
Мартин Урбанке
Фото Вилли Бистера
Технические характеристики и результаты измерений
Range Rover 4.4 TDV8
Тип двигателя - дизельный V8 битурбо
Рабочий объем, куб. см - 4367
Макс. мощность, л.с./об/мин - 313/4000
Макс. момент, Нм/об/мин - 700/1500-3000
Трансмиссия - автоматическая 8-диапазонная
Привод - постоянный полный
Диаметр разворота влево/вправо, м* - 12,4/12,7
Снаряженная масса, кг* - 2605/2763
Грузоподъемность, кг - 437
Масса прицепа с тормозами/без, кг - 3500/750
Макс. скорость, км/ч - 210
Время разгона, с*
0-40 км/ч - 1,9
0-60 км/ч - 3,3
0-80 км/ч - 5,2
0-100 км/ч - 7,2
0-120 км/ч - 9,9
0-140 км/ч - 13,7
Время на тестовой трассе, мин* - 1:59,8
"Змейка" с шагом 18 м, км/ч - 50,5
Тормозной путь 100-0 км/ч, м
холодные тормоза - 39,3
прогретые тормоза - 39,6
Шум, дБ*
на месте - 45
в движении - 72
Шум в салоне, дБ*
при 50 км/ч - 60
при 100 км/ч - 64
при 130 км/ч - 67
Расход топлива по циклу EU (средний), л/100 км - 9,4
Расход топлива в тесте, л/100 км* - 11,6
Объем бака, л - 105
Запас хода, км* - 905
* По результатам измерений во время теста.
Технические характеристики и результаты измерений
Mercedes-Benz GL 450 CDI
Тип двигателя - дизельный V8 битурбо
Рабочий объем, куб. см - 3996
Макс. мощность, л.с./об/мин - 306/3600
Макс. момент, Нм/об/мин - 700/2000-2600
Трансмиссия - автоматическая 7-диапазонная
Привод - постоянный полный
Диаметр разворота влево/вправо, м* - 12,4/12,4
Снаряженная масса, кг* - 2510/2639
Грузоподъемность, кг - 611
Масса прицепа с тормозами/без, кг - 3500/750
Макс. скорость, км/ч - 230
Время разгона, с*
0-40 км/ч - 2,0
0-60 км/ч - 3,5
0-80 км/ч - 5,4
0-100 км/ч - 7,5
0-120 км/ч - 10,2
0-140 км/ч- 13,7
Время на тестовой трассе, мин* - 1:51,3
"Змейка" с шагом 18 м, км/ч - 55,4
Тормозной путь 100-0 км/ч, м
холодные тормоза - 38,0
прогретые тормоза - 37,8
Шум, дБ*
на месте - 50
в движении - 74
Шум в салоне, дБ*
при 50 км/ч - 57
при 100 км/ч - 61
при 130 км/ч - 67
Расход топлива по циклу EU (средний), л/100 км - 11,7
Расход топлива в тесте, л/100 км* - 12,7
Объем бака, л - 100
Запас хода, км* - 787
* По результатам измерений во время теста.
Технические характеристики и результаты измерений
Toyota Land Cruiser V8 D-4D
Тип двигателя - дизельный V8 битурбо
Рабочий объем, куб. см - 4461
Макс. мощность, л.с./об/мин - 286/3600
Макс. момент, Нм/об/мин - 650/1600-2800
Трансмиссия - автоматическая 6-диапазонная
Привод - постоянный полный
Диаметр разворота влево/вправо, м* - 13,3/13,2
Снаряженная масса, кг* - 2615/2883
Грузоподъемность, кг - 417
Масса прицепа с тормозами/без, кг - 3500/750
Макс. скорость, км/ч - 210
Время разгона, с*
0-40 км/ч - 1,8
0-60 км/ч - 3,6
0-80 км/ч - 5,7
0-100 км/ч - 8,3
0-120 км/ч - 12,1
0-140 км/ч - 16,7
Время на тестовой трассе, мин* - 1:55,3
"Змейка" с шагом 18 м, км/ч - 53,9
Тормозной путь 100-0 км/ч, м
холодные тормоза - 39,3
прогретые тормоза - 40,8
Шум, дБ*
на месте - 43
в движении - 74
Шум в салоне, дБ*
при 50 км/ч - 57
при 100 км/ч - 62
при 130 км/ч - 67
Расход топлива по циклу EU (средний), л/100 км - 10,2
Расход топлива в тесте, л/100 км* - 13,0
Объем бака, л - 93
Запас хода, км* - 715
* По результатам измерений во время теста.
Источник автообзор